Типы личности
Продолжение. Оглавление всего цикла
статей о типах личности см. здесь
Предпочтение четвертое
РАЦИОНАЛ — ИРРАЦИОНАЛ
"Давай составим план" или "давай плыть по течению"?
Сущностью последнего предпочтения является стиль организации людьми мира вокруг себя. Люди, склонные к рациональному стилю, вовсе не обязательно поверхностны в своих суждениях, просто они предпочитают сознательно принимать решения и планировать будущее. Те, кто склонен к иррациональному, чувствуют себя гораздо комфортнее, собирая информацию, чем принимая решения. Как и в других предпочтениях, мы от рождения склонны к рациональному или иррациональному.
Примечание.
Все маленькие дети шаловливы и стремятся проводить эксперименты, поэтому иногда даже маленькие рационалы кажутся иррационалами. По мере взросления предпочтения становятся более явными.
РАЦИОНАЛ
Нравится жить в хорошо организованном и распланированном окружении.
Нравится принимать решения, но принимает и решения других, чувствует себя комфортно, когда знает, чего ожидать и что должно произойти.
Беспокоится, когда какой-то вопрос в течение длительного времени остается нерешенным.
Не любит менять планы, требуется время, чтобы привыкнуть даже к приятным сюрпризам.
Комфорт основан на стабильности.
Волнует, сколько времени уходит на выполнение заданий, не любит тратить время попусту, старается не опаздывать и хочет, чтобы другие поступали также (родители должны вовремя забирать после садика, школы).
Предпочитает соблюдать правила.
Часто спрашивает, как нужно играть, что нужно и что не нужно делать. Поняв правила, не склонен их изменять.
Уважает авторитет и выполняет свои обязанности. В подростковом возрасте может взбунтоваться, если родителями были установлены жесткие правила.
Продуктивен, ответственен.
Предпочитает заканчивать дела.
|
|
ИРРАЦИОНАЛ
Спонтанен, легче справляется с неожиданностями.
Любит все новое, необычное.
Необходимость делать выбор, принимать решение вызывает беспокойство, поэтому часто позволяет сделать этот выбор другим, может казаться пассивным.
Предпочитает откладывать решение или оставлять вопрос открытым.
Стремится жить моментом.
Относится ко времени свободно, поэтому может опоздать, не успеть сделать работу.
Игру смешивает с уроками, все перемешивается и превращается в непрерывный процесс.
Сопротивляется любым запретам.
Постоянно нарушает границы допустимого поведения, забывает о существовании правил или сомневается в них.
Ограничения воспринимает как барьеры на пути исследования мира.
Лучше просить прощения, чем спрашивать разрешения.
Может неоднократно нарушать дисциплину.
Любопытен, задает много вопросов,
игрив, импульсивен.
Предпочитает начинать дела.
|
Пример №1.
У Вики, ребенка-иррационала, уборка в комнате могла занимать в три раза больше времени, чем должно было быть по мнению ее мамы, рационала. Так как девочка, перебирая и складывая многочисленные игрушки, часто начинала новую игру, находила забытые игрушки. После многочисленных уговоров, упреков, мама сдалась и позволила дочери убирать игрушки так долго, как та желает, выделяя для этого занятия больше времени. Мама старалась не смотреть на весь процесс уборки, она уходила в другую комнату, чтобы не начать критиковать и подгонять дочь.
Пример №2.
Мама Миши знала, что можно надолго вывести его из равновесия, расстроить, если неожиданно вбежать в детский садик и забрать его домой. Даже если она опаздывала, она старалась не показывать, что торопилась, посидеть несколько минут рядом с сыном, выслушать, чем он занимался, а затем начать отсчет: "осталось десять минут до выхода, ... осталось пять минут, ... две минуты, все, пошли в машину". Почему она выбрала такую тактику поведения? Потому что однажды, очень торопясь, она вбежала в группу, взяла сына на руки и унесла в машину, он начал сильно плакать, кричать, долго не мог успокоиться. Даже став старше, Миша, придя домой, нуждался во времени, чтобы переключиться из одного окружения на другое, поэтому он просто бездельничал, ничего не делал. Несложно определить, что Миша - рационал.
Итак, мы рассмотрели последнюю пару предпочтений. Надеюсь, вам удалось выбрать наиболее подходящие предпочтения для членов своей семьи? Тогда обозначьте на шкале, как делали ранее (см. предыдущие статьи).
ИМЯ__________________________________Предпочтение (J или Р)*_____
Мой ребенок______________________________________________________
Мой ребенок (если в семье несколько детей) ___________________________
Я _______________________________________________________________
Муж _____________________________________________________________
* Обозначения: рационал – “J”, иррационал – “Р”.
Теперь можно объединить всю полученную информацию в одной таблице. Объедините полученные предпочтения в предполагаемый тип личности. Шкалы понадобятся позже.
Член семьи |
Предполагаемый тип |
Я |
**** |
Муж |
**** |
Ребенок |
**** |
Вместо **** напишите 4 соответствующие буквы, например, INFJ (то есть, человек - интроверт, интуит, этик, рационал).
Буквы записывайте именно в таком порядке: E или I, S или N, Т иди F, J или P.
В следующий раз мы начнем объединять разные предпочтения в типы личности. Тип человека - это комбинация из 4х букв (обозначений предпочтений). Всего существует 16 типов. Но сначала мы рассмотрим характеристики темпераментов в непривычном описании, с использованием полученных типов.
Далее
Комментарии к статье
Типы личности
27.01.2006, 14:10
Елена
Очень трудно выделить определенный тип. Мне кажется, что очень сильно влияет настроение, усталость и т.п.
09.02.2006, 11:18
Ольга
Согласна с Еленой, что сложно определиться с выбором того или иного типа. Я лично нахожу, что в каждой из колонок есть черты, которые могли бы охарактеризовать поведение моего ребенка, да и мое тоже. Понимаю, что можно было бы выбрать ту колонку, в которой большинство тезисов подходили к определяемому характеру, но что делать, если из двух колонок они подходят к нему в равной пропорции?
10.02.2006, 13:19
Лена
Уважаемая Ольга!
Мне кажется что игра в соционические типы так и останется игрой и не более,
если не приложить хоть с какого-нибудь бока теорию менталитетов.
23.03.2006, 01:17
Татьяна
Спасибо за статью.
Можно надеятся на переписку с Вами.
В нашем саду пока нет психолога,часть ее работы выполняет методист.Переписка нам очень поможет
с уважением к Вам методист Татьяна
15.04.2006, 08:50
Юлия
15.04.2006, 08:57
Юлия
17.04.2006, 10:47
Юлия
Отличная статья! Спасибо Вам за вашу работу. Времени читать всю книгу не нашлось бы, здесь все по делу. Придирки великого психолога абсолютно не изменили сути картины и не дали ничего читателям, желающим решить задачу понимания своего непохожего на них ребенка. Ольге еще раз огромное спасибо! С нетерпением ждала описания психологического портрета моей дочери. Многое встала на свои места, развеялись сметения и переживания! Теперь я имею несколько волшебных ключиков открывающих мир душевного покоя и взаимопонимания в нашей семье. Используя данные рекомендациями подходы, на глазах мой ребенок изменился и поражает меня успехами. Я нащупала эти подходы и сама несколько раньше, но теперь я стала уверена в правильности своих действий и том, что это не навредит формированию ее личности.
Сомневающимся: не надо к рекомендациям по воспитанию детей относиться как к рецепту по приготовлению борща. Находите ответы на интересующие или волнующие вас вопросы сами, опытным путем. Психологи могут лишь вооружить вас вариантами решений и открыть глаза на многообразие этого мира. Однако, не так важно определить тип, важно найти правильный подход к формированию полноценной личности и постараться поменьше навредить)
С уважением,
19.04.2006, 13:07
Елена
Уважаемая Ольга!
Я потрясена!!! (По поводу статьи INFJ)
Описан характер моей дочери один в один!!! Ей сейчас шесть лет, и все эти годы я не перестаю удивляться, насколько она на меня не похожа. Сейчас уже, конечно, методом проб и ошибок, научилась к ней находить подход, но если бы я прочитала это хотя бы года три назад!
И как сказала в предыдущем комментарии Юлия, "все стало на свои места"! Спасибо!
26.04.2006, 12:48
Любовь
Очень нравиться ваша статья,огромное спавибо.У нас с сыном совершенно противоположные психологические типы.И мне не всегда удаеться понять его с первого раза.Хоть он у меня ещё совсем малыш ему 3,5 года но определить ,что он у меня искатель спокойствия,не составило труда.С нетерпением жду продолжения,чтобы найти лучший подход к ребенку.
29.06.2006, 00:30
инициальный есенин
Ух ты, интересная статья..даже я о такой типологии не слышала:Р
Про "тяжесть" некоторых общеНЕжелательных качеств могу сказать, что интроверту ( а в целом я INFP) и этику в одном, а также иррационалу общаться с людьми довольно непросто. Может тут дело ещё и в моем темпераменте (я меланхолик холерического подтипа), но насчет высказанного мнения согласна.
Правда по юнговской типологии я все же экстраверт. Скажите, сочетание "экстравертированный интроверт" возможно? (я склонна считать, что да, т.к. различия в описаниях типологий Майер-Бриггс и Юнга очевидны). Спасибо за внимание:)
10.03.2007, 03:47
Ирина Т
Моему Ванечке всего 11 мес., но то, что я прочитала очень похоже на него. Он не любит общество, в общественных местах начинает плакать. Нравится смотреть в окно, а не играть в игрушки. Физически медлителен. Ему требуется постоянный контакт со мной и папой.
В чем-то очень похож на меня. Думаю из-за этого проще будет его воспитывать.
26.10.2007, 14:48
Мама сенсорика
Очень ждём продолжения описания деток-"сенсориков". Неужели продолжения не будет? :-(((
10.04.2009, 00:40
Алина
По-прежнему ждем продолжения, очень много интересного материала, отправила подруге ссылку, она написала, что у нее на своего сына глаза открылась:)Жду с нетерпением про своего ребенка : интроверт-сенсорик-этик-рационал... Спасибо Вам!!!!
04.09.2009, 17:47
Лися
получается я ровно наполовину сенсорик, а наполовину интуит)))
23.10.2009, 14:19
Анна
Ольга, спасибо Вам за обзор этой замечательной книги. я сейчас читаю ее, мне очень нравится, но она, к сожалению, не моя. Сыночек мой еще очень маленький (ему всего 1год9мес), сейчас мне сложно определить его тип до конца, мне кажется, он похож на меня, но, может, мне просто этого хочется, а на самом деле все иначе))) сейчас он только раскрывается. Так что очень хотелось бы пересматривать идеи этой книги в дальнейшем. Искала ее в электронном виде (т.к. в магазинах уже нету) и тут ваш обзор оказался просто находкой)) еще раз спасибо!!! только хотелось бы узнать: будет ли продолжение и раскрытие оставшихся 4х типов?
09.12.2009, 00:20
Алена
Спасибо. Очень полезная информация. К сожалению, отсутствует ISFP, и я боюсь, что деть успеет повзрослеть, пока я дождусь окончания публикации,
но INFP тоже очень близко
15.01.2010, 17:54
лариса
Моему старшему сыну 15 лет , а младшему 5. Я не сильна в теории, но на практике все так и есть как вы Оленька пишите. Ах если бы я знала это 10 лет назад, то многих ошибок в общении со старшим ребенком можно было бы избежать.Статья интересная, поучительная. Спасибо.
26.02.2010, 11:00
Мария
Мой сын ЕNTP ему в марте будет 10 лет он стал много ворчать точнее постоянно на все отговорка словно ворчун а я ESTP я пережеваю и хочу ему помочь а вообще меня это нервирует и я взрываюсь!это пройдет?
01.03.2010, 10:28
Статья замечательная, да, возможно чуть не по русски, но мои два ребенка 4 и 6 лет четко вписались в два типа поведения INTJ и ESFP. Я всегда удивлялась как у двух родителей с разницей менее 2х лет могут родиться совершенно противоположные по характеру дети, и скакой стороны подойти к их воспитанию. Оказывается уже давно все классифицировали и разложили на составляющие. Картинка сложилась полностью.
14.05.2010, 16:09
Юлия
Огромное спасибо, за выложенную статью про esfp... правда после прочтения, появились сомнения действительно ли сын этого типа...на него очень похоже и esFp и esTp, мне трудно определить логик он или этик..сейчас ему 4 года -он очень эмоциональный, легко проявляет весь спектр эмоций, может и заплакать и надуться, легко развеселить...с близкими и дружелюбный и отзывчивый,все это похоже на этика, но в то же время может быть очень агрессивным, особенно к младшей сестре(задирает безостановочно), логические задачки решает, но если не нужно сильно напрягаться, правила и запреты просто не выносит, и вечные "почему"и не успокоится пока не поймет ответ...(это вроде и к логику ближе)... а есть какие-то еще критерии определить эту пару? темперамент один в обоих случаях...
18.06.2010, 07:01
Татьяна Ш.
Здравствуйте! Дожив до 35 лет к своему стыду не знала, что означают все эти типы личностей!И какое счастье, что нашла Вашу статью. Все сразу стало на свои места.Со 100%-ой точностью описан мой сынуля, не знаю может ли такое быть, но он чистый экстраверт!Стала искать в инете статьи о воспитании такого ребенка и слезы наварачивались на глаза, я многое делала неправильно. Сейчас пытаюсь все исправить и боюсь не будет ли это слишком поздно ведь моему мальчику 7 лет.
28.06.2010, 20:36
Владимир
давно уже не ребенок, но просто шокирован несколькими вещами в статье. Я действительно долго не разговаривал, а потом (по словам родителей) внезапно заговорил сложными предложениями. Обожал свой велосипед, и почти всегда катался в одиночестве. В общем, в статье словно описан я маленький, с поразительной точностью.
12.01.2011, 00:55
Елена
Очень интересный материал.Многим родителям моего класса он будет очень кстати
14.01.2011, 22:30
Ирина (25лет)
Меня поразило то, что большинство комментариев про мой тип Гуманист (INFJ). Очень точно описано поведение детей,узнаю себя. Сейчас я сталкиваюсь с теми сложностями, которые были в детстве и которые относятся к этому психотипу, только в более гипертрофированной форме. Понимаю, что родители меня совершенно не правильно воспитывали, тем самым создав массу комплексов, которые мне мешают жить.Они меня не понимают, даже сейчас не можем найти общий язык. Я до сих пор не могу определится с профессией, низкая самооценка,депрессии, не могу заводить новые знакомства и многое другое. Вопрос как теперь все это исправить?
23.09.2011, 10:23
Юлия
Спасибо за статьи, регулярно ими пользуюсь для определения типров детей знакомых ;)... а сын, сейчас 5,5 лет, которого я приписывала в тип ESFP, стал ярко выраженным ESTP :)), никаких сомнений :) вовсю использую рекомендации по воспитанию, часто помогает :)
29.09.2011, 19:52
Юлия. Днепропетровск
Большое спасибо за статью! Сразу определила тип дочери - ENFP. Доце 7 лет. Благодаря описанию, стало более понятным поведение ребёнка, т.к. частенько трудно приходится, ведь не хочется задавить личность, но и разрешать всего тоже нельзя. Постараемся придержаться Ваших рекомендаций по воспитанию. Верим в успех! Ещё раз спасибо!
08.07.2018, 10:46
Ольга
Интересно кто автор данного материала? Психолог, представившая материал не указала источник.
31.07.2018, 13:57
Редактор портала «Солнышко»
Источник указан во вступлении к циклу статей:
https://solnet.ee/parents/p2_45
05.10.2018, 20:17
Torson
Чушь дикая
22.04.2019, 07:59
Zey
"Этим детям не нравится, когда их целуют и обнимают, они могут отказаться от физического контакта со всеми, кроме своих родителей."
Это я в детстве, да.
|
Оставить свой комментарий