«Сладкий» пальчик, или Почему дети сосут пальцы
Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок сосет пальчик. Что это? Вредная привычка? Признак болезни? Или, может, баловство? Попробуем разобраться.
Сосание пальца (чаще большого) восполняет нереализованный инстинкт сосания, уменьшает чувство одиночества, успокаивает, убаюкивает, смягчает неразделенность чувств, недостаток ласки, приглушает на время физическую боль.
Уже во время беременности малыш умеет сосать пальчик, таким образом он реагирует на беспокойное состояние мамы, ее тревогу. В то же время, это важный показатель того, что плод развивается, совершенствуются его движения.
Младенец уже в возрасте 3-х месяцев умеет донести свою ручку до рта. Это не так просто и требует скоординированности движений! Многие мамы начинают беспокоится, а вдруг это уже вредная привычка? Нет! Это не привычка, но важный показатель. Если малыш до 1 года тянет пальчик, а иногда и весь кулачок, в рот, то это значит:
— он голоден;
— у него неудовлетворен сосательный инстинкт (если искусственник - слишком большие дырочки в соске со смесью, если на грудном вскармливании - мало или недостаточно часто сосет грудь);
— малыш чем-то обеспокоен, ему скучно (мама вне поля его зрения, долго никто не берет на руки).
Многие детишки забывают про свой пальчик уже после года, но бывает, что малыш постоянно (часто) сосет палец или соску до 3-х лет. Причинами этого могут быть: беспокойства, неуверенность в любви родителей, недостаток ласки, сильный испуг. Многие дети засовывают палец в рот, когда устают, на чем-то сосредоточены. Сосание пальца в этом возрасте часто сочетается с поглаживаниями (по голове, по животу), с перебиранием или выдергиванием волос, ресниц. Ребенок может сосать и другие предметы (соску, уголок одеяла, лапу у любимого медвежонка и так далее).
Если ребенок после 3-х лет продолжает сосать палец или такое явление только появляется в этом возрасте, то это уже считается вредной привычкой и часто переходит в обгрызание ногтей, навязчивые движения. Такому ребенку необходима помощь!
Что делать родителям? Чем можно помочь ребенку?
В борьбе с сосанием пальца, как и с другими вредными привычками, родители часто допускают непоправимые ошибки. Они стараются подавить болезненную привычку, наказывают, пытаются объяснить, что это плохо, стыдят. Но такие методы способны лишь закрепить привычку.
Рекомендации для родителей
► Нужно не бороться с привычкой, а выяснить причины ее возникновения и устранить их.
► Установите доверительные отношения с ребенком. Очень важно вовремя заметить тревогу, испуг и помочь успокоиться (приласкать, поговорить, отвлечь чем-либо). Если ребенок в возрасте до года, помогает покачивание на руках или в кроватке, разумное пользование соской, убаюкивание. Даже детишки постарше любят слушать колыбельные песни в исполнении мамы или папы.
► Установите четкие рамки дозволенного. Запретов не должно быть слишком много, они должны быть неизменными (никогда нельзя залезать на подоконник, брать посуду с плиты, открывать шкафчик с лекарствами и т.д.).
► Жизнь ребенка должна быть разнообразной, насыщенной впечатлениями, различными играми, но не перегруженной. Активная деятельность должна сменяться более спокойными занятиями.
► Не бойтесь лишний раз похвалить, отвлечь от грустных мыслей.
► Поощряйте общение с другими детьми.
► Если ребенок грызет ногти, уменьшите интеллектуальные нагрузки! Так как эта привычка говорит об умственной и эмоциональной перегруженности, а также о высоком уровне тревожности.
► Контролируйте просмотр ребенком телевизора (меньше смотреть, а лучше вовсе исключить боевики, новости и жестокие мультфильмы до 7-и лет), игры на компьютере (меньше "стрелялок", больше развивающих). Не читайте страшные сказки, рассказы.
Предпосылки упорного сосания пальца
• Особенности темперамента. Чаще всего пальчик сосут дети с чертами флегматика (см.статью "Темперамент - основа поведения").
• Неудовлетворенный инстинкт сосания в раннем детстве (см. выше).
• Неблагоприятные психологические факторы: частое чувство беспокойства; нежелание матери иметь ребенка (осознанное или неосознанное); повышенная требовательность родителей, не соответствующая возрасту ребенка.
• Семейные проблемы: конфликты родителей; алкоголизм; развод; предоставление ребенка самому себе; появление брата или сестры.
• Особенности психики ребенка: ММН (минимальная мозговая недостаточность) или ММД (минимальная мозговая дисфункция); родовые травмы, следствие которых - быстрая утомляемость, раздражительность, нарушение сна; высокая эмоциональная чувствительность.
• Слабое здоровье (частые простуды, ОРЗ, дизентерия, глисты и т.д.).
При подготовке статьи была использована книга Захарова А.И. "Предупреждение отклонений в поведении ребенка", С.-П. 1997 г.
Комментарии к статье
Сладкий пальчик
07.06.2004, 18:29
Татьяна.
Здравствуйте. Пишет мама четырёхлетнего малыша.
Внимательно прочитала статью и не смогла не отправить свой отклик. Пишу об этой проблеме не как теоретик, а скорее как практик, которому очень досталось.... Возможно сосание пальца и не наследственное, но что-то всё-таки видимо есть.... Палец сосала моя бабушка, я сама и мой сыночек. Как у моей бабушки было не знаю, расскажу о себе и сыне. Все предпосылки упорного сосания пальчика ко мне не подходят.... Я не флегматик, очень желанный (второй) ребёнок в благополучной семье, простудами не болела, грудное вскармливание получала больше года (причём до 6 месяцев без прикорма), но палец сосала с момента рождения, как только пелёнка развязывалась и лет до 10. Отучилась только, когда мне поставили пластинку для выравнивания зубов и сам процесс стал невозможен. Родители как только не старались меня отвлечь.И играми и кучей занятий... Даже гипс накладывали, но... я его успешно научилась снимать.... В итоге искривление прикуса, деформация нижней челюсти, сутавов и операция в возрасте 18 лет. Это ужасно!!! Честно!!!
Надо предотвращать это сразу всеми возможными способами, конечно при этом не нарушив психику ребёнка.
Мой малыш палец сосать начал в роддоме... Ну и испугалась я тогда. Грудью я его кормила 8 месяцев. Люблю безумно. До трёх лет не могла ничего поделать, и вот в один из дней съел он видимо что-то, а может и тем самым пальцем микробов глотанул, только тошнило его ужасно, скорую вызывали... И сказала, я тогда солнышке, что всё это от того, что палец он сосёт!
Испугался он, да только палец в рот больше ни-ни!!!! Нет уж говорит, я так больше не хочу!
22.11.2004, 10:34
Татьяна
21.01.2005, 13:45
Инга
Здравствуйте.
Моему сыночку вот уже почти 8 лет. И все никак не могу отучить от пальца - только ложится спать или садится у телевизора мультики смотреть, палец тут как ту - во рту. Чего только не делали - и пластырь, и перчаточки шила, перец, зеленка, горчица, одеколон. Страшно сказать - все слизывается. И объясняли, и просили, и ругали - помогает на полчаса..... Руки опускаются(((
24.02.2005, 00:39
Анна
Моему сыну 2,5 года. Он любимый, желанный ребенок. Сосать палец он начал почти что с рождения, но в привычку это переросло после рождения младшей сестры (у них разница 1 год 3 месяца). Он сосет палец когда нервничает, хочет спать или есть. Хотя уже давно прекрасно говорит и вполне ясно выражает свои мысли (при этом он не стесняется попросить кушать или сказать, что он устал), но предпочитаем выражать свои желания таким способом. Не так давно мы были на приеме у стоматолога. Врач нам сказал, что у ребенка формируется неправильный прикус и возможна деформация суставов нижней челюсти, а также что "скобок" нам не избежать. Я думаю, что корни этой вредной привычки лежат в рождении младшего ребенка, но старший - абсолютно не обделен вниманием. Я бы даже сказала, что уделяю ему внимания больше, чем сестре. Между собой дети сначала конфликтовали, затем немного повзрослев дочка стала давать ему отпор, сейчас отношения вполне ровные, бывает что и поругаются, но в основном живут дружно. А привычка до конца так и не прошла. Те, кто сталкивался с подобными проблемами на практике, дайте, пожайлуста, совет как с этим можно бороться. Заранее благодарна.
01.04.2005, 14:52
Екатерина
Здравствуйте. Ну что ж, напишу о нас. Димульке чуть больше 3 лет.. Сасать пальчики (сразу 2) начал в 2,5 месяца, как только "нашел" ручки. И все. Что бы мы не делали - не помогает. Соску не брал, даже не пил из бутылочки с соской. Только ложечка и чашка. Вниманием не обделен!!! Совсем!!! очень любимый и долгожданный. Даже немного балованный. Растет по принципам демократии. Запретов минимум. Но даже их почти нет. В год умел пользоваться ножом, правда под присмотром. Сосет пальчики, когда хочет спать или нервничает. Спокойно пережил рождение братика (разница 1 год и 8 мес). Ревности не было. Очень его любит. Не забыт, не заброшен. Весел, активен, озорной. Пластырь не помог - через 2 ночи потребовал снять. Снял сам. Страшная история "про мальчика, который сосал пальчик" не помогла. Просит ее рассказыть еще и еще. Что делать? Почему? Может действительно нужна очная консультация? Может что-то сидит внутри и так глубоко, что мы сами не увидим? Дайте совет? Какими тестами найти тревожность?
26.06.2005, 16:09
Юлия врач-ортодонт
Здравствуйте уважаемые родители! Напишу Вам совет как бороться с привычкой сосания пальца и если мой совет вам поможет буду рада. Начинать борьбу с этой вредной привычкой нужно с изготовления небольшой конструкции. Возьмите пластиковую бутылку 0,6 л , отрежьте горлышко и дно получиться небольшая трубка, изнутри выложите марлей или тряпочкой так, чтобы малыш не порезался и оденьте на область локтевого сустава. Суть в том, что малыш не сможет согнуть локоть и соотвенственно сосать палец. Да этот способ сложнее заклеивания пластырем пальца, но зато при четком надзоре в течении 1 недели избавление от этой привычки гарантировано. Внимательно смотрите за тем, чтобы малыш не начал сосать одеяло, воротничек или что-то другое. Желаю успеха!
19.09.2005, 22:49
Наташа
Когда моей дочке было 3 годика, у нас родился второй ребенок - сынишка. Он родился очень слабеньким, и мы месяц после родов пролежали в больнице. Дочка осталась с бабушкой и с папой. Она стала постоянно сосать палец. Но как только я вернулась из больницы - она тут же перестала это делать. Так что это, действительно, психологическая проблема.
22.11.2005, 08:37
Вера
Мой сынишка начал сосать палец месяцев в пять, когда полез первый зуб. И с тех пор каждый новый зуб сопровождается активным сосанием. А зубы лезут, как вы понимаете, практически непрерывно. Я думала сначала, что это психологическое. Но ребенок любимый всеми. Папа и мама души в нем не чают. Что уж говорить о бабушках. Тем более в пять-шесть месяцев о каких запретах может идти речь? Да и сейчас ему запрещают только то, что реально опасно для жизни и здоровья. Самое удивительное, что в гордом одиночестве он палец не сосет почти! Но стоит залезть на руки к папе или маме - все! Ему сечас год и два. До сих пор грудь сосет. В семье даже конфликты разрешаются путем переговоров. Никогда мы с мужем друг на друга не ругаемся. Уже совсем не понимаю, чего нашему дитяте не хватает? Зеленкой мазать не хочу - палец боюсь сжечь и все вокруг будет зеленое. Пластырем заматывали - снимает. Ругать смысла нет. Объясняем - он смотрит, кивает... и сосет! Боюсь за его прикус, если он так собирается сосать, пока все зубы не вылезут!
07.04.2006, 12:43
Ольга
Думаю,что это действительно наследственное. Мой свекор тоже в детстве сосал палец.....до 14-ти (!!!!!) лет.Сначала я тоже боялась что у моего сына будет неправильный прикус,всяческим образом старалась присечь эту дурацкую привычку. Но увы.... По моим наблюдениям нужно все-таки выяснить в чем причина ( например мой сынишка проделывает это когда ему скучно или обидно за что то или когда он нервничает.)В это время внимательная мама должна его чем то отвлечь , успокоить или заинтересовать.Очень помогает. Думаю, когда мы пойдем в школу эта "занятие" перед своими однокласниками будет выглядеть неприглядно даже с точки зрения ребенка. Надеюсь привычка отпадет сама собой. Кстати прикус у моего свекра абсолютно нормальный.
26.05.2006, 03:27
Катерина
Да, как интересно получается. Почитала я комментарии и похоже, что в большинстве случаев (если не во всех) дети желанные и любимые. У меня дочке 4 года, я с ней сижу дома. Есть старший сын - 7 лет - с ним тоже сидела дома. Дочь сосет палец месяцев с 3-х. Причем я даже помню день, когда это началось.
С тех пор - сосет. Дантист мне сказал, что лет в 5, перед школой, они могут поставить такие скобочки в рот, чтобы прекратить эту привычку. А я вот думаю: ну прекратят, а чем же она заменится, эта привычка, во что еще выльется?
До недавнего времени очень винила себя в том, что дочь сосет палец. Видимо, чего-то я ей не додаю. Что-то не так - но что?
Сейчас перестала обвинять себя, и это высвободило столько энергии. Теперь вместо самобичевания я играю с ней гораздо больше, чем раньше, стараюсь быть к ней поближе и поспокойнее. А это, в свою очередь, отвлекает ее от пальца.
Я прочитала в одной книге, что отучить ребенка сосать палец днем можно за неделю, а вот чтобы отучить от ночного сосания - на это уходит 3 месяца. Если через годик лучше не станет, начну работать по этой книге ( женщина-врач придумала систему, помогающую ребенку избавиться от сосания пальца. Но надо, чтобы ребенок был уже "смышленый" - от 5-ти лет примерно, и мог сотрудничать с врачом или мамой).
05.06.2006, 13:19
Наталья
Моей Дарье чуть больше 3 лет.. В 2 месяца она навсегда выплюнула соску и стала сосать пальчики (сразу 2). На грудном вскармливании была больше года. Чего я только не делала: и горький лак для ногтей, анисово-валерьяновые капли, зеленка, горчица, ругала, обясняла, наклеивала пластырь... Из бутылки не пила, сразу ложечка и кружка. Сосет пальчики, когда хочет спать или нервничает. Когда родилась младшая дочка(разница 1 год и 8 мес), пожражая ей, стала пить из бутылочки, но больше прикусывая соску, нежели высасывая содержимое. Внимания хватает, вобщем, все как у многих...
Вот сегодня еще с бутылкой поэкспериментирем... Но на улице, когда ребенок устал, не оденешь бутылку-то :)....
23.06.2006, 21:33
Виктория.
04.03.2007, 19:47
Ирина (психолог)
Не согласна, что решать проблему, как пишет врач-ортодонт Юлия, надо с изготовления какой-то там нелепой конструкции.
Может быть стоит все-таки более внимательно присмотреться к своим отношениям с ребенком? Тем более, что все пишут, мол ребенок вниманием не обделен и весь такой любимый?!
Сразу скажу, что никого не хочу обидеть. И выражаю лишь свое ИМХО.
Приведу пару-тройку примеров, которые ярко выражают мою мысль.
Когда я забеременела, перелопатила массу литературы по перинатальной психологии и по воспитанию детей. И в этом свете пыталась проанализировать свои детские проблемы и те, что имеют место сейчас, а также мои отношения с родителями. Так вот, мама у меня отличная. Не любить свою маму для любого ребенка - противоестественно :) И нас с сестрой она любила и любит. Мы всегда такие нарядные были, игрушек вдоволь...
Только почему-то вспоминается также, что моя сестра младшая палец долго сосала, пока он не опухал страшно. А во сне (ее кроватка с маминой рядом стояла) наматывала мамин локон себе на пальчик.
А я почему-то просыпалась среди ночи и в слезах бежала к маме: "Мамочка! Не умирай!"
Мама нас любила. Семья благополучная. Откуда это?
Летом мы отдыхали в загородном отеле. И там была девочка лет 2.5. Совершенно очаровательная. И совершенно неуправляемая, капризная и ... несчастная. Она почти не улыбалась. И закатывала истерику за истерикой. Если Вы спросите ее родителей, они тоже дочку любят. И бабушка. И тетя. Она каждый день при новом наряде. И при новой кукле. Чтобы ее успокоить, ей обещалась манна небесная. Но при этом я постоянно слышала коментарии ее родных к поведению девочки. И они отнюдь не были конструктивными. Она постоянно получала посыл, что нелюбима, не такая и плохая. Когда я указала бабушке на это... та удивилась.
Может быть все-таки, дорогие дамы, стоит серьезнее относиться к ВРОЖДЕННЫМ ОЖИДАНИЯМ ребенка, без удовлетворения которых у него не может сложиться образ надежной матери, на которую он всегда может рассчитывать. И не появится отношение к миру, как прекрасному месту, где реб
04.03.2007, 19:48
Ирина (психолог) продолжение:
16.03.2007, 13:31
Надежда
Сами живём с такой "проблемой". Дочке 3,6г палец начала сосать месяцев с 3-х, при этом на ГВ по требованию находились до 2-х!! лет. Отношения в семье нормальные, запретов минимум, но как только доча остаётся одна в комнате начинает сосать палец. Зелёнка, горчица, пластырь не помогли. Постоянно находится рядом, что-бы развлекать нет возможности. Вечером забираю из д/с (я работаю) приходим домой - надо приготовить ужин, так вот в это время палец обсасывается по полной программе. А в течение ночи палец изо рта практически не вытаскивается :(
19.04.2007, 21:52
Ирина (психолог)
Вообще-то до 2-х это еще не продолжительное ГВ. Так, к слову...
20.04.2007, 08:51
Ксеня
Полностью согласна с Ириной (психологом). У нас проблема с сосанием пальца была до 4 лет. (были причины - в 1,4 года отучила от груди, т.к. необходимо было срочное лечение (мне), кот. исключало Г.В., а в этом возрасте продолжать кормить после 1-2 мес. перерыва, т.е. в полтора года на мой взгляд было бы неправильным). Вот и начали сосать палец, потом развод и садик...:(. Со своей стороны стараюсь всячески, чтоб ребенок знал и чувствовал постоянно мою любовь, понимание и поддержку. В 4 года деть сам решил не сосать больше палец!!! Это подкрепилось моим одобрением и восхищением его волевого поступка, это не каждый взрослый может! Скажу, что в период "сосания" никаких радикальных мер не применялось - только объяснения и общение, причем совершенно легально разрешалось пососать палец в процессе засыпания, т.е. деть не чувствовал себя "преступником" и "плохим" во время сосания, одновременно понимал, что это влияет на зубки, пальчик и всякие микробы там :). Думаю, что отсутствие всяких строгих мер с моей стороны (пластыри, гипсы и т.п. ерунда) повлияли на его самостоятельное решение!
Желаю всем успехов.
01.08.2007, 23:09
Элли
Знаете,пока я сама не стала родителем,вспоминая свое детсво,я осознаю,что оно у меня было далеко не радужное...Не буду вдаваться в подробности,но палец я сосала лет до 13-14.Причем,меня никто не отучал,никто даже не объяснял,что это плохо.Прикус у меня,конечно,не ахти,но в остальном сейчас все не так уж плохо.
Я просто хочу вам посоветовать лишний раз попробовать поставить себя на место своего ребенка.Родителям всегда кажется,что они самые замечательные и делают все,что в их силах,иногда не замечая за собой такого,о чем и говорить не хочется.Следите за собой,разберитесь с отношениями в семье и вашему ребенку не будет нужна такая "соска" на ночь.ИМХО-вся эта проблема чисто психологическая!
Желаю удачи!Любите своих малышей!
13.11.2007, 00:53
Марина
Ирина, которая психолог, у меня к вам несколько вопросов. Вы предлагаете замечательную систему воспитания ребенка, который неразлучен с мамой. А как быть, если маме нужно себя и ребенка чем-то кормить? И еще интересно, где в это время безраздельного общения с ребенком папа? Папы, знаете ли, тоже разные бывают. Некоторые продолжают ценить интимное общение с супругой и после рождения детей. А вот еще такой вариант. Детей в семье трое или четверо. Задача: какого размера должна быть кровать, чтобы все в ней поместились? В причинах нужно разбираться отдельно в случае каждого ребенка. Любви ребенок может получать вполне достаточно и не живя в родительской кровати, и на искусственном вскармливании. (Ни то, ни другое не было правдой в моем случае, но я знаю замечательные семьи, где при этих обстоятельствах палец никто не сосал). Все трое моих детей сосали палец. Ни один не приветствовал соски-бутылки. Держать их у груди до полного удовлетворения сосательного рефлекса я не могла (любви моей был предел :-)). Одну я отучила в 6 месяцев постоянным вытаскиванием пальца изо рта в течение нескольких недель (большое занудство!). Со второй произошла неприятность в 2.5 года - палец воспалился, был забинтован, несчастье помогло. А третий сосал, пока сознательно не отказался в 5 лет. Очень важно было в этом случае не упрекать, а мягко убеждать, что он хороший мальчик, а когда палец не сосет, так еще лучше!
15.11.2007, 17:39
Вика
Ирина у меня будет пару вопросиков к вам скажите как вы представляете себе выход на работу раз.НЕ ТЯЖЕЛИНЬКОЕ ДИТЕ в 10 то месяцев.СОЗДАЛОСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЧТО ВЫ СУПЕР МАМА И ТЕРМИНАТОР В ОДНОМ ЛИЦЕ но скажите как ваш муж пережил период такого полезного ручного периода в жизни вашей дочери или (извините конечно)как вы УМУДРЯЛИСЬ ЖИТЬ ИНТИМНОЙ ЖИЗНЬЮ ИЛИ ВАША ДОЧЬ И ПРИ Э ТОМ ПРИСУТСТВОАЛА.......
06.07.2008, 21:39
Галина-галина
Причин сосания пальцев несколько:
- преобладание процессов возбуждения над торможением (это как раз к вопросу о наследственности, если ребенок разговаривает во сне и мама его говорит и бабушка)
- проблемы в семье - а их не быть не может, психологи живут в нереальном мире или делают вид, что живут в нем, нет семьи с маленьким ребенком и тем более с двумя без перманентно возникающих проблем.
- свободное пеленание - раньше дети до 6 месяцев были как куколки гусениц и кроме соски альтернативы не было, а сейчас с рождения руки свободны и пальцы тоже.
24.11.2008, 00:47
Юлия
Насчет не реализованного сосательного рефлекса - я не уверена, что это верно, т.к. моя доченька с 2х месяцев начала сосать пальчик, когда была голодная и когда засыпала...ела хорошо, молоко даже оставалось в груди, трудилась она много, не могу сказать, что легко текло из груди. Насчет обстановки в семье, я живу одна с ней, поэтому у нас обстановка спокойная. Мне кажется тут дело в другом - кому-то из деток нравятся пустышки, а кому-то нет. Моей "вкуснее" и естественнее показался пальчик!!! Между прочим, ниодно животное не сосет пустышек!!! А вы все говорите, что пальчик это психологическая проблема!!! Ерунда!!! Я больше склоняюсь к тому, что это всего лишь "вредная привычка". Вот мы подросли немножко до годика и 3 мес и за неделю удалось отучить от этой привычки. Просто однажды у моей доченки появилась ранка на большом пальчике от зубиков и вот я чисто случайно приклеила пластырь одноразовый URGO. И ей это здорово помогло!!! Конечно же попытки и снять были, и засунуть в ротик с пластырем и нервничала немножко... но я не ругала и снова наклеивала. Через неделю - ещё несколько дней контролировала пальчик, если засовывала, я у нее потихоньку вынимала из рта. Я понимаю детки разные бывают и причины возникновения этой привычки тоже. Но мне кажется, что главное в этом деле - начать бороться вовремя - в районе от года до 1.5. Когда ребенок не может снять самостоятельно пластырь и еще эта привычка на уровне бессознательной...Желаю всем удачи в этом деле!!!!
20.02.2009, 11:35
Елизавета
Все детки разные, и у всех могут быть различные предпосылки для сосания пальцев. Я считаю, что по чаще всего неудовлетворенный сосательный рефлекс переходящий в психологическую зависимость, и это совсем не значит. что ребенок нелюбим. Что касается психолога Ирины, то это глупости какие то, и далеко ненормальна ТАКАЯ тесная связь матери и ребёнка. Моему сыну 3 месяца, начал сосать палец при переходе на ИВ (невозможност ГВ), меня это очень сильно беспокот,не хочется доводить до крайних мер. Я буду испытывать все средства, так как ужасаюсь при одной мысли, что мой сынишка будет ходить до школы с пальцем во рту, а потом всю не вылазить от ортодонта
26.03.2009, 15:55
Богдана
Да,очень много информации,советов и опровержений!
В моем случае причина сосания пальца у сына известна:я приучала с самого начала малыша засыпать самостоятельно,без убаюкиваний,без качаний и т.д.Теперь имею трехлетнего мальчика с пальцем во рту с 5-ти месяце,но засыпающего самостоятельно без проблем со второго месяца жизни.Я знаю,что это моя вина.Но знание причины мне никак не помогает.Я по профессии учитель,очень много уделяю внимания развитию ребенка,занятиям с ним.Семейная атмосфера практически идеальная.Но от этого не легче.КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ-до сих пор загадка.Горчицы,алоэ,календула,лаки для ногтей,уговоры,просьбы-все это позади,но безрезультатно.
Ответа пока нет,а искривленный верхний зуб,торчащий наружу-есть.
22.05.2009, 12:32
Людмила
Да, проблема мне эта знакому уже давно. С 4 мес. моя дочь начала сосать палец перед сном,сейчас нам 4 года. Она понимает, что это не гигиенично, что много микробов, но эту проблему она решает мытьем рук самостоятельно, лишь бы заснуть с пальцем во рту. Проблема эта безусловно психологическая, НО: почему даже в неблагополучных семьях, где, простите, родители - "алкаши" и скандалов не избежать, дети пальцы не сосут, хотя родительского внимания и желания иметь детей не было и нет. Или же в детских домах, где вообще детей на руки берут в редком случае. Легко говорить тем, у кого этой проблемы нет, я имею ввиду психолога Ирину, ей кажется, что ее метод воспитания идеален и не может дать трещину, я считаю, что такого метода нет, все индивидуально. Я и спала со своей дочерью и кормила грудью сколько влезет, но все безуспешно. Интересен также вопрос про личную жизнь матери и отца при нераздельном существовании матери и ребенка, ведь при отсутствии любви родителей между собой, как ребенок будет чувствовать себя в такой семье, где он - яблоко раздора. Мама должна уметь всем уделить внимание. Интересно все таки как далеко ушел научный прогресс, а ответа на вопрос:"отучать ребенка или не отучать?" как не было так и нет...
05.10.2009, 12:26
александра
моей дочи 9 месяцев без польца спать не ложимся. что делать?
15.10.2009, 12:10
Ольга
Вы знаете меня туго пеленали в детсве и мама кормила грудью где-то до года, но я все равно сосала палец...отучил папа просто-физическим воздействием, а именно бил по руке
Сейчас мой сын тоже сосет палец, когда засыпает...
Мда меня просто удивляет какая-то фанатичная пропаганда длительного ГВ, совместного сна и прочего, так же как раньше пропогандировали кормление по часам, отлучение от груди в один год, тугое пеленание...это просто мода, к каждому ребенку свой подход
Скажите, что мне делать, если гв в моем случае просто не возможно, и не потому что я не хочу, я очень хтела этого и сильно переживала, что не получилось, а потому что есть проблемы со здоровьем, исключающие грудное вскармливание...И спать с нами в одной кровати ребенок не любит...Так что же получается, что я мать-ехидна, лишила ребенка счастливого детства, не наладила с ним душевный контакт...
Нет конечно, сына своего обожаю и он меня тоже, и как могу стараюсь скомпенсировать, то что не додала в детсве, но от этого мой ребенок просто так палец сосать не перестанет, это уже пагубная привычка, которая сформировалась от неудовлетворенного сосательного рефлекса...и как решить эту проблему я не знаю, по крайней мере пластырь это не наш случай - он превосходно сосет палец вместе с ним
30.10.2009, 14:13
Жанна
Прочитала коментарий Ирины(типа психолог). Стало как-то неприятно от ее высокомерия и уверенности всезнайки. Сразу видно молодая...и ребенок один. Вот и думает, что все знает.
Спасибо мамочкам, которые поделились опытом.
11.11.2009, 19:46
Лариса
девочка моя сосет пальчик с 9-х месяцев, перешла с сосания соски к пальцу, ГВ не было у меня по сост. здоровья, сейчас дочке 4 с половиной года продолжает сосать. Семья полная, дочь дома со мной. Как только появилась эта дрянная привычка я отучала как могла, уговоры, красный жгучий перец, все ЕРУНДА! К психологу ходили садиковскому, вказала, что ребенок нормальный, живой, развитый, на индивидуальных занятиях может быть был бы результат, но я не верю психологам -во всяком случае случайно встречанным...и не верю что это чисто психологическая проблема. Время идет, проблема остается, думаю ее может решить только сам ребенок, прийдет время поствим брекеты.
30.11.2009, 12:58
Оля
Здравствуйте!Я очень сильно при сильно ревную к моей тёте,она беременная,они хотели взять нас за нанашек,но взяли других!И я очень сильно ревную нанашей к ним,и к ребёночку.Я плачу каждый день!ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ!ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ???????
Пишите на мой Эмайл(grosik1996@mail.ru)
09.01.2010, 18:35
Жанна
12.01.2010, 19:47
Евгения
Моему Максимке 3,8. Палец наяриваем, только так, чавканье слышно в другой комнате. При этом сосет не только перед сном, но и когда мультики смотрит. Грудью кормила его да 1,5 лет, отдельно спать начал 3 месяца назад, да и то его диванчик стоит рядом с нашим и моя рука всегда рядом с ним, на руках до сих пор таскаем, уже руки отваливаются от тяжести, а отказать не могу. И не смотря на все это когда прошу вытащить палец изо рта даже психует. А иногда просто говорит уйди, все равно буду сосать. Что делать ума не приложу.
16.01.2010, 12:21
Алина.
дорогие, мамы, все уверяют, что своих детей люият, но откуда тогда эти жуткие советы? вроде: намазать пальчик перцем или надеть ужасную конструкцию из бутылки. у малыша дожна развиваться мелкая моторика. ему постоянно нужно что-то трогать, шевелить ручкой. зачем мешать его развитию с помоью этой конструкции. психолога Ирину я поддерживаю. однако, нельзя с уверенностью говорить, что ваш ребёнок ни когда не будет сосать палец. я кормила дочку грудью до трёх лет. сйчас ей четыре. она до сих пор спит со мной. я с ней много играю, занимаюсь, но лет с трёх она начала сосать полотенце или носовой платок. она делает так , когда нервничает. согласна, что это признать тревожности. возможно, из-за не очень благополучной атмосфере в доме. когда она начинает этим заниматься я стараюсь её отвлечь, обнять. ни ругань, ни угрозы в этом случаи не помогают. если запретить ребёнку сосать, он станет ещё тревожнее. будет выражать свою нервозность по-другому.
23.01.2010, 19:13
марина
здравствуйте.моя дочка сосёт палец уже как 12 лет мы не можем справится с такой привычкой что делать дайте совет.
11.03.2010, 16:28
Оксана (психолог)
Дорогие мамочки, я хоть сама психолог, но у меня с ребёнком такие же проблемы: сосоние пальца.К сожалению психологи иногда навязывают нам идеальные отношения в семье, на роботе, во взаимоотношениях с детьми мужем и так далее. А особенно в отношении матери и ребёнка до одного года. Глянцевые журналы так икешат статьями о том как правильно кормить грудью, носить малыша на руках, спать вместе с ним, а самое главное как это просто! Но если мамочка так делать не будет, то всё, берегитесь вас ждут большие неприятности. И вот тут на мой взгляд начинаются неприятности, но у мамы. Она переживает, нервничает. А самое страшное, то что она сомневается, что она хорошая мать. Дорогие мамочки, перестаньте сомневаться в себе и копаться. Постарайтесь успокоиться и попробовать не воспринимать сосание пальца как катострофическую проблему, всё будет нормально. Смотрите на вещи трезво. Я сама долгое время не могла понять в чём причина, а причина во мне. Ведь для ребёнка сосание пальчика удовольствие, это мы воспринимаем, как чтото ужасное. Чем больше будите зацикливаться на этой "проблеме" тем дольше она будет существовать. Чаще гуляйте, читайте занимайте ручки ребёнка, пусть его ручки познают мир! А вы уверенная в своей любви к малышу будите рядом!!! Желаю всем успеха!!!
28.03.2010, 11:17
Татьяна
Моему внуку 6 лет. Он никогда не сосал палец. Но всегда грызет ногти. и на руках и на ногах. мне тревожно.
05.04.2010, 22:55
Анна
Здравствуйте.Кроме неблагоприятных психологических факторов и семейных проблем существуют другие причины (внимательно читайте статью). Например особенности психики ребенка. Есть такие минимальные повреждения мозга, которые ни один врач не обнаружит. Это как при заикании: пугаются в детстве практически все, но начинают заикаться только дети предрасположенные к этому Так и к сосанию пальца должна быть предрасположенность. К тому же не надо забывать, что этот акт приносит удовольствие. А что вы можете предложить взамен? Заменяйте другим удовольствием (массаж перед сном,в том числе и пальцев, поглаживание головы и т.д). Днем отвлечь легче. Проявите фантазию.
31.08.2010, 10:25
Катя
Здравствуйте. Моей дочке 2,8 и она грызет ногти, причем на всех пальцах. Я даже забыла когда последний раз их стригла.Началось это месяца три назад,но до этого она палец вообще не сосала.Грызет когда нервничает и когда ни чем ни занята.Почитав комментарии поняла, что отучение дело долгое и не факт, что оно увенчается успехом.Нужно терпение и спокойствие, буду стараться.
25.01.2011, 18:22
Елена
Дейсвительно проблема глобальная и как я поняла не сегодня началась. она была всегда. Моей доче 1.11начала сосать с 3х месяцев. Естественно как у многих на этот период и ГВ и спать вместе и любимая и желанная и все. Но тем неменее эта проблема есть. Особо не отучала. как-то получилось в 1.3 -2недели не сосала или даже больше(просто убирала руку и неразрешала несмотря на все ее капризы). На самом деле я согласна с психологом Ириной по той элементарной причине, что мы сами не понимаем, когда и как закладываем в ребенка неуверенность , боязнь высоты, страх - недайбоже удариться и все такое прочее. Именно это делают многие родители,но я уверенна только из-за любви к своему чаду и боязнь за его жизнь. Моя доча и я своим отношением к ее всюду лазаньем и залазаньем всегда на площадке шокирует других мамочек, а на одной площадке даже перестали следить за своими лишь бы моя не упала с большой высоты.
Это чисто как пример, что многие все запрещают и зарождают страхи и неуверенность в своих детках. Так и тут мы незнаем когда и чем спровоцировали у ребенка сосание пальца и во многих случаях вина родителей, а дальше своим поведением мы только закрепляем это действие. Но, как написала одна из мамочек, даже зная причину очень тяжело отучить. И в принципе все ищут этот ответ на вопрос.Конечно хорошо зрить в корень, но это только редкие случаи когда так можно отучить ребенка. Некоторым удается разговорами, но уже более в осознаном возрасте. как же поступать и что же делать. Кроме как делиться собственным опытом и всем остальным пробовать - я не вижу другога выхода. Всем спасибо за информацию на самом деле это подбадривает, что у кого-то получается.
11.05.2011, 23:35
Ирина
Здравствуйте! Надеюсь помогу многим с этой проблдемой. Моему сыну 2,4 года до 2,2 он упорно сосал палец во сне и когда голодный.Начал сосать месяца в 4.Так вот в таком возрасте ребенок в состоянии размотать почти все чем вы заматаете палец.Я сшила обычную руковичку (точнее две для смены) единую для всех пальцев сразу, можно назвать ее большой царапкой,надевала ее и заматывала у запястья тонким скотчем несколько кругов,предворитьельно подложив в руковичку например ручку шариковую чтобы кровь нормально циркулировала.И все ребенок как не старался не мог снять,если только не разрежет ножницы убирала далеко.В первую ночь он немного кричал,вторую пытался сосать но не получалось: только подносит палец и обратно.Недели через две отпала привычка подносить руку для сосания и появилась привычка класть ладошку под щеку.Теперь мы спим спокойно без варежки с ладошкой под щекой.Вот так буквально меньше чем за месяц наша проблема ушла и я очень рада так как ребенок стал спокойнее и лучше кушать и мозоль на пальце тоже прошла:)))
10.06.2011, 13:42
ЕКАТЕРИНА
ЗДРАВСТВУЙТЕ!Пишет вам мама 3-х летнего малыша.Внимательно прочитала все отзывы и хочу сказать,что НЕТ единого средства для всех,чтобы избавиться от этой вредной привычки.В каждом скучае всё очень индивидуально,как индивидуальны причины,что привели ребенка к сосанию пальчика.Нужно приложить максимум усилий,чтобы отследить и устранить причину проблемы.Кому-то помогут уговоры и убеждение,а кому-то и помощь врача.Но во всех случаях обязательно должна быть ЛАСКА и ЛЮБОВЬ.Я не супер-мама,мой сын тоже сосет пальчик.Причем начал около года назад,ему сейчас 3,5 года.Причина,как мне кажется,скука и беспокойство,т.к.сосет только когда см.телевизор и перед сном.Не ругаю,стараюсь отвлечь.
03.03.2012, 12:26
Дарья (психолог)
Внимательно прочла все комментарии, да действительно, это часто встречающаяся «проблема». Но я бы не рассматривала сосание пальца как проблему - это, скорее всего сигнал, маме, что малыша что-то беспокоит (дети могут, устраивать истерики, грызть ногти, драться, кусаться это все сигналы, «МАМОЧКА ПОМОГИ!»). Если ребенок маленький до года, это может быть сигналом, что он голоден, он хочет на ручки, ему холодно, у него колики и т.д. не все дети, крича, так ребенок находит способ успокоится. Если мама этот сигнал проигнорировала, он может перейти в единственный способ себе утешить, войти в привычку. У детей постарше это может быть, в момент приучения к горшку, когда ребенок переутомлен, заскучал, поход в детский сад, если его обижают, а он не может защититься, если в семье появляется еще один ребенок, если папа уходит из семьи, если мамы вышла на работу и так далее и тому подобное. Не нужно прибегать к способам типа намазать палец зеленкой, приклеить пластырь, да это может помочь отучить ребенка сосать палец, но он может найти другой способ себя успокоить, например, грызть ногти, если сигнал был расценен не адекватно. Мамочки вы безусловно очень сильно любите своих деток, помогите им расти счастливыми.
|
Оставить свой комментарий