Любить нельзя ругать
*
- Мамочка, только не убивай меня, пожалуйста!
Второклассник Толик не боится "расправы", но не знает, как не огорчить маму.
- Та-ак! - грозным голосом, но не страшно реагирует родительница. - Что еще?
- Двойка по английскому, я тетрадь не сдал.
- Я же ее тебе сама в портфель положила!
- Ну да, сдал, но учительница все равно двойку поставила, как будто не сдал.
Толик, конечно, расстроен, но маму не боится, поэтому излагает подробно и обстоятельно.
- Убью! - реагирует мамаша.
- А кого, меня или учительницу? Мамочка, давай не меня, а учительницу?
Гроза явно миновала, и Толик начинает нам показывать лизуна, которого он выменял на три стикера.
Мой сын учится с Толиком в одном классе, поэтому с Катей мы почти ежедневно встречаемся на школьном дворе. Ситуация ее озадачила и возмутила. Если тетрадь сдана, то почему двойка? Сын что-то недоговаривает? Пытаюсь спасти Толика и утешить его маму:
- Может, англичанка от расстройства перепутала что-то, от нее недавно муж ушел...
И тут - прямо как в кино! - учительница-обидчица.
Катин разговор с ней занял минуты полторы. Педагог удалилась, а Катерина - кандидат наук, доцент, вузовский преподаватель - стала выглядеть еще более озадаченной.
- Он, оказывается, сегодня тетрадку сдал последним, ей показалось, что он пытается ее куда-то спрятать, делая вид, что сдает, поэтому она решила его повоспитывать и вкатила пару... Мне надо ругать ребенка, но за что?
- А если не ругать?
- Я педагог в третьем поколении, я точно знаю, что родители обязаны поддерживать учителей...
Услышав произнесенное собой же, Катя вдруг начинает утрачивать твердость голоса.
*
Любой родитель, имеющий минимальный педагогический опыт или знакомый с азами традиционной педагогики, согласится: свои дети - совсем не то, что чужие. Мы для них стоим отдельно от всего мира, являясь при этом его частью. Такая вот диалектика. Насколько серьезно конфликтуют педагог и родитель, существующие в одном теле, я прочувствовала всей шкурой и со всех сторон. Моя мама - школьная учительница с 45-летним стажем, и педагог в ней еще полвека назад задавил прочие социальные роли. Мои личные воспоминания о "счастливом детстве" никак не связаны с семьей, а у моих двоих детей из-за этого нет бабушки.
О том, что поступление в школу - стресс для ребенка, пресса напоминает каждый год - к "сезону". Но почему-то не встречала ни строчки о том, какой стресс в этот момент испытывают родители. Особенно успевшие полюбить своего ребенка не только "природной", инстинктивной любовью, а разглядевшие в нем личность и интересного человека, пусть пока еще и небольшого роста.
Мне повезло с дочерью. Еще в три или четыре года знакомая учительница определила: "Отличница". И действительно: особых проблем с ней не было, хотя учиться на одни пятерки она стала только в средней школе. С сыном все оказалось несколько сложнее: он у нас получился "на любителя". Головастый, рукастый, сообразительный - но в то же время избирательно забывчивый, непредсказуемый, болтливый, излишне активный, порой стремительный, но нередко медлительный и нерасторопный. Такой ребенок может вызвать у посторонних взрослых как любовь к себе, так и хроническое раздражение. Чтобы не получить к окончанию четвертого класса невротика с разрушенной личностью, следовало не ошибиться с выбором школы.
Дочкина первая учительница применительно к сыну меня устраивала. Он ездил со старшими на экскурсии, присутствовал на всех классных праздниках-огоньках, участвовал в конкурсах и получал призы. Когда наступило "время Ч", от учительницы последовало распоряжение: "В очередь на запись в школу стоять первыми". Четко поданная команда была нами выполнена, я успокоилась, как казалось, на ближайшие четыре года. Ситуация сложилась практически идеальная: ребенок знает и почти любит педагога, не раз бывал в школе и классе; учитель изучал будущего ученика на протяжении предыдущих четырех лет; родители отдают ребенка в хорошо знакомые руки.
Однако первый класс принес не просто разочарование - шок. И сейчас, когда сын оканчивает второй класс, а ситуация немного утряслась и сгладилась, происходившее весь предыдущий год кажется мне все более диким и нелепым.
*
Наша учительница известна в микрорайоне, считается одной из лучших, в классе нет случайных людей. Но на первом же родительском собрании практически все родители услышали именно то, что хотела донести до них учительница: дети неполноценные, неразвитые, глупые, невоспитанные, за исключением одной девочки Вероники...
Далее началось нечто вообще непонятное. За малейший проступок детей отправляли для разборок в кабинет завуча, а та угрожала малышне милицией и даже снимала телефонную трубку, изображая, что набирает номер отделения. И удивлялась, что никто не реагирует ожидаемым образом - не плачет и не писается от ужаса.
Школьный психолог, к которой я обратилась по поводу поведения в классе "гиперактивного" мальчика (его родители как будто даже гордятся таким диагнозом), предложила поработать с
моим сыном ("Раз уж вы пришли"), который, как и другие дети, физически страдал от этого мальчика, в том числе и на уроках.
Не реже раза в неделю сын стал приносить записи в дневнике. Почитаешь: в школу пробрался закоренелый семилетний правонарушитель...
Меня явно подталкивали к решительным действиям: ссылке на галеры, расчленению, посадке на кол... Но до сих пор я считала ребенка вполне вменяемым! Можно было бы думать, что учительница не оказалась "любителем" моего сына. Однако то же самое, как выяснилось, происходило и со всеми остальными детьми - за исключением, пожалуй, двух-трех тихих девочек, чьи тетрадки напоминали прописи.
"Преступления" были таковы.
Первоклассник на перемене пропрыгал от туалета до класса на одной ножке (никого не задев и не сбив, не расшибившись сам), - замечание.
В столовой случайно наступил на валявшуюся на полу вилку, вилка пополам - замечание.
Зачеркнул в своем дневнике сделанную по ошибке (предназначалась другому) запись учительницы - новое замечание.
Весь первый класс нам не ставили оценок - не положено. Во втором в тетрадях появились малюсенькие и очень редкие пятерки и сытые, какие-то смачные, на три клетки, двойки. Может, детские каракули и не заслуживают большего, но разве работа без единой ошибки - это три? Мама поинтересовалась, за что так мало. Ей ответили: "За почерк".
Меня в детстве за тройки ругали. Но если впервые в тетради нет ошибок, но все равно - опять трояк? Школьные учителя пытаются руками родителей расправиться с детьми, не умея справиться с ними самостоятельно? Перекладывают на родительские плечи еще и обязанность по обучению детей? Тогда зачем мы отдаем их в школу?
У дочери, трепетной и чувствительной, троек было немного, она очень старалась. С первых же школьных (или еще дошкольных?) дней мы ей повторяли: "Что бы ни произошло, мы не станем любить тебя меньше".
С сыном сложнее - его нельзя заставить стараться. Во-первых, такой характер, что давить бесполезно; во-вторых, он убедился (или делает вид, что убедился, - с дурака меньше спрос) в собственной тупости.
*
Любого человека надо хвалить - тогда и крылышки отрастают, и почерк красивей становится, и даже солнышко светит ярче. На днях в одной психологической статье нашла подтверждение своему верному поведению по отношению к детям: мама - это тот человек, который всегда за своего ребенка, сколько бы ему ни было лет.
Я не ругаю детей за двойки и замечания - они и так сильно переживают, им достаточно видеть, как мы с отцом огорчаемся. Мы помогаем им решать задачи и делать доклады, а узнав о плохих оценках... покупаем мороженое. В качестве "лечебного питания". И поверьте: домашние задания после этого выполняются гораздо успешнее.
Автор статьи: Елена Никитина
Предоставлено журналом "Семья и школа".
Опубликовано 15 июня 2010 г.
Комментарии к статье
Любить нельзя ругать
15.06.2010, 08:18
Римма
Полностью Вас поддерживаю.
За двойки ...тройки не ругаю,вижу что дочь и так огорчена..
могу и тортик испечь в шутку,чтобы двойку обмыть..
получаем очень редко...и то за поведение
15.06.2010, 10:55
Асоянц Ната
Начальная школа - как страшный сон! Хотя мой ребенок и один из двоих отличников. Но наша учительница! Она настраивала детей друг против друга. Одному мальчику заявила, что из-за него попала в больницу с инсультом, и дети стали его обвинять. И т.д. Наш класс никто до сих пор не хочет взять классным руководителем. Хотя уже июнь, а мы ничего не знаем, ни кабинет свой, ни какие надо купить учебники...
А я своему ребенку все никак не могу объяснить простыми словами, не углубляясь в личные качества и отношения, что не все, что говорит учитель - непреложная истина.
Наша бабушка - педагог, но как раз она может разрешить Вове, чтобы он иногда остался дома просто так. И не устраивает проблем из оценок.
Он сам хочет быть лучшим во всем. А почерк - самый плохой в классе.
Хотя когда я училась я в начальной школе, моя бедная мама наслушалась из-за моего почерка...
15.06.2010, 13:55
Елена
Статья добрая.
Только я не могу согласиться с установкой, что слова (понятия) “любить” и “ругать” взаимоисключающие. Можно (а то и нужно) и ругать и при этом любить.
Другими словами за какую-то двойку (т.е. двояки бывают разного качества) можно и отругать, а за какую-то можно приободрить мороженым. Но уж точно не за каждую "одним миром мазать" (руганью ли, мороженым ли...)
По сути соглашусь беспрекословно с такой мыслью статьи: в нынешнее время родители не могут уповать на воспитание и образование своего ребенка только школой. Они вынуждены быть ей где-то в помощь, а где-то противовесом.
P.S. Немножко “попугивает” то, что все действующие взрослые персонажи статьи – профессиональные педагоги. Уж, если даже у них в противоречие вступает профессиональный и «мамский» взгляд на современную школу, то это значит действительно что-то «неладное творится в консерватории»(с)
18.06.2010, 17:31
Аня Л.
Статья в целом хорошая - у меня две дочери (старшая нынче закончила первый класс), поэтому какие-то проблемы близки... Но хотелось бы остановиться на двух моментах.
Во-первых, хвалить - ДА! Но не захваливать! Самое сложное - найти эту границу нормы. Я сейчас отслеживаю момент того, что моя младшая дочь слишком зависима от похвалы окружающих, она даже готова "подлизываться" ради того, чтобы её похвалили. Стараюсь хвалить только за реальные достижения, но она ведь спрашивает: "Мама, а я вот кофточку застегнула! Я же молодец, да?!"...
Во-вторых, сейчас я заканчиваю курс НЛП-Практик. Так вот для себя я решала проблему, идущую корнями в моё детство. И главным действующим лицом в той проблеме была моя мама... Я очень люблю её и для меня всегда самым страшным наказанием было - если моя мама расстроилась из-за меня... А в итоге это незаметно выросло в проблемы в моей взрослой жизни. И до того, как я это поняла, я так же пыталась манипулировать детьми - своим расстроенным видом. Теперь ищу новые способы поведения. Всё-таки стараюсь говорить детям, а не просто расстраиваться.
Но это мой личный взгляд через призму моего опыта.
27.08.2010, 16:43
Галина
08.10.2010, 21:35
Ирина
спасибо за хороший совет
25.11.2010, 21:57
Irina
Согласна с автором во всём. У меня две дочки 17 лет и 10 мес. Школу я уже прошла и ещё собираюсь.Старшую дочку мы перевели из одной школы в другую как раз из за такой учительницы - первая оценка была 2 во втором классе.Ребёнок отказался ходить в школу - чуть дотянули год.И что интересно - с этим педагогом были проблемы у почти всех деток - НО мамы молчали.И только после того как я подняла скандал и конфликт дошёл до директора педагоа на следующий год убрали, а мамы при встрече спасибо мне говорили.
07.12.2010, 18:01
Евгений
Мой сын учится в одном классе с сыном автора статьи.
Сразу скажу, что эта статья одна из многих в которых автор нагло и очень подло морально избивает хорошего человека.
Сразу скажу, что Учительница о которой здесь идёт речь, конечно не идеальная, но она очень и очень ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК И ПЕДАГОГ!!! И это не моё личное мнение, а это мнение остальных 28 семей чьи дети учатся в этом классе.
Начнём с того, что ни на одном родительском собрании автор статьи не присутствовала ( приходил её муж) , а я был!!! Никитина Е. пишет ”Но на первом же родительском собрании практически все родители услышали именно то, что хотела донести до них учительница: дети неполноценные, неразвитые, глупые, невоспитанные, за исключением одной девочки Вероники..”Я родитель присутствующий на собрании заявляю –это больное воображение г-жи Никитиной Е , а попросту просто клевета на учителя .Так же помимо Вероники ,о которой идет речь , в классе есть много отличников и хорошистов , почему упомянута именно она ? Кстати среди хорошистов которых неизменно хвалили на собраниях был сын Никитиной.
Сейчас все в курсе про историю об учительнице которую избил отчим её ученицы, за то, что та ставила плохие оценки. Так вот избить педагога можно не только физически, но и морально. Это с успехом доказала автор этой статьи. Никитина Елена работает то ли редактором то ли журналистом в редакции журнала "Здоровье школьника". И пользуясь свои служебным положением а также тем что этот журнал выписывают как профильный во многих школах в том числе и нашей устроила травлю в своих статьях на хорошего человека. Зачем она это делает мы не знаем.
В своих статьях извращает и опошляет любые поступки учителя, даже манеру одеваться! Из-за этих статей бедная учительница устала отчитываться на педсоветах и метод.объединениях. В последний год ей пришлось всё время оправдываться и доказывать что она не верблюд. Как результат из-за тяжелейшего стресса устроенного ей автором статьи учительница сейчас имеет очень большие проблемы со здоровьем, находится на больничном
07.12.2010, 18:03
Евгений
07.12.2010, 21:38
MRK
Статья првильная (учительница- неадекватная), только с опозданием, как минимуи на полтора года.
30.12.2010, 18:22
лёха
статья конечно хорошая но я так и не понял почему родители ругают детей
15.01.2012, 10:07
Груша
Спасибо за понимание и озвучивание моих дум ! Хотелось бы чтобы прочитали не только родители ,а и некоторые учителя!Может быть что-то изменилось бы к лучшему. Я считаю , что нашим детям нужно поддержка и понимание, и не только со стороны родителей . А иногда очень трудно объяснить некорректное поведение взрослых.По мере сил стараемся поддержать и сохранить желание учиться!Всем желаю терпения!Мама, учитель младших классов.
13.08.2012, 15:29
Лиза
А вот я маме обязательно покажу эту статью!!а то меня мама чем попало бьёт,я даже от страха на улицу убегаю...у нас собственный дом
03.11.2012, 20:42
Вероника
Да..А я вот не идеальная мама.И когда моя второклашка получает ЧЕТВЕРКУ-меня это действительно может расстроить.И я могу и поругать,и дом.задание мы можем переписывать до лучшего результата.Наверное,это больше МОИ личностные проблемы..или амбиции?
|
Оставить свой комментарий